25 лет служим городу
x
Заседание Ульяновской Городской Думы № 84

Структура городского самоуправления

Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II преследовали цель осуществить децентрализацию управления и развить начала местного самоуправления в России. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением от 16 июня 1870 г. и была основана по сути на тех же принципах, что и земское самоуправление. Земские и городские органы самоуправления не были подчинены местной правительственной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем правительственной бюрократии в лице министра внутренних дел и губернаторов. В пределах своих полномочий земские и городские органы самоуправления были самостоятельны.

Органы городского самоуправления включали: Городскую Думу под председательством городского Головы. В состав Городской Думы кроме выборных гласных входили также председатель местной уездной Управы и депутат от духовного ведомства. Исполнительным органом городского самоуправления являлась Городская Управа, в состав которой входили от двух до шести членов (в зависимости от размера города). Председательствовал в Городской Управе городской Голова, который так же, как и члены Управы избирался Городской Думой. При этом избранными могли быть не только гласные, но и вообще все, имеющие право участия в городских выборах. Для управления отдельными отраслями городского хозяйства в помощь Управе могли избираться (из лиц, обладающих правом участия в выборах) особые исполнительные комиссии. Срок полномочий городских органов самоуправления в отличие от земских, избираемых на три года, был четыре года.

Городская Дума в соответствии с Годовым положением должна была проводить не менее четырех и не более 24 заседаний в течение года. Компетенция органов городского самоуправления в общем была та же, что и компетенция земств: на них возлагалось удовлетворение потребностей населения, издание обязательных для местных жителей постановлений по вопросам противопожарным, санитарным и др. Городские Думы могли устанавливать сборы: с недвижимого имущества, с промысловых свидетельств, с заведений трактирного промысла и др.

Дума была распорядительным органом управления города, исполнительным - Городская Управа.

Назад